Об инициативах и мировых тенденциях по стандартизации

  • Japan Color 2001 for Sheet-fed Offset Printing (листовой офсетный печатный процесс).
  • Japan Color 2002 for Newspapers (газет­ная печать).
  • Japan Color 2003 for Web Offset Printing (рулонный офсетный печатный процесс).
  • Japan Color 2000 содержит колориметри­ческие значения плашек основных цветов (СМУ), двухкрасочных наложений (красный, зелёный, синий), чёрной краски и бумаги.

    Краски, стандартизированные Japan Color, а точнее их колориметрические харак­теристики, были экспериментально выбраны среди наиболее широко используемых три- адных красок, поставляемых Японскими отечественными производителями красок. Проведя тестирование, JPIMA подготовила печатные образцы краски на стандартизи­рованной бумаге с заданной толщиной кра­сочного слоя. Затем промерила полученные образцы, проанализировала полученные дан­ные и определила колориметрические харак­теристики красок.

    Стандартизованная бумага по Japan Color также как краска промерялась спектрофо­тометром. Значения измерений проверялись на совместимость с ISO 12647-2. Описанная в Japan Color бумага по сути несёт информа­цию о наиболее широко используемых бума-" гах, поставляющихся или производящихся в - течение длительного времени в Японии. Japan Color в настоящее время стал нормой для полиграфических предприятий, соответствую-- щих реальным внутренним условиям Японии, с использованием ISO совместимых японских типов бумаги и красок.

    При проведении аттестации предприятий на соответствие стандарту Japan Color необ­ходимо отпечатать тестовые шкалы, преду­смотренные в ISO 12642, и полутоновые шкалы с шагом 10% для основных цветов и двухкра­сочных наложений.

    Европа. В 2006 году совместными усилиями авто­ритетных организаций: немецким отрасле­вым союзом Bundesverband Druck und Medien, немецким институтом Fogra и швейцарским научно-исследовательским центром Ugra была представлена система сертификации полиграфических предприятий и качества выпускаемой ими продукцией PSO (Process Standard Offset). Базой для PSO выступили стандарты из семейства ISO 12647. Система определяет все элементы процесса контроля качества: измерительные приборы, контроль­ные шкалы, методы и условия измерения, и также оговорены рекомендованные значения для контролируемых параметров.

    Несмотря на то, что в системе оговорены, конкретные значения только для офсетной технологии печати и газетном производстве, общий подход может быть использован и в дру­гих видах печати, например флексографии, глубокой, трафаретной и цифровой печати.

    Уникальность PSO заключается в пред­полагаемой нормализации всех этапов поли­графического рабочего потока, а не простая оценка попадания в допуски готовой печатной продукции, как самоцель стандартизации.

    Впервые в поле зрения стандартизации попадает допечатная подготовка - подготовка макета, изготовление печатных форм, получе­ние цветопробного оттиска. Документирова­нию подвергается использование ICC профи­лей, обеспечение целостности данных, отсле­живание цветности и разрешение файлов, соответствие PDF/X-3.

    Стандартизация по флексографской печати. Похоже, что в стандартизации предпри­ятий, использующих флекографский спо­соб печати, больше вопросов, чем ответов. Связано это, прежде всего со спецификой самого способа печати, большого ассорти­мента используемых запечатываемых мате­риалов, красок и печатных машин, сильно отличающихся форматами и устройством самих машин. Но есть и другие причины для этого. Специфика рынка предполагает частое использование смесевых красок. Поэтому сер­тификация по существующим стандартам для флексографкой печати не всегда имеет тот сакральный смысл, как для офсетной печати, хотя и может быть взята за основу.

    Однако, как всегда бывает, именно во флек- сографии все те преимущества, которые полу­чает предприятие от стандартизации, будут максимально востребованы и принесут эконо­мическую эффективность. Это связано, пре­жде всего, с часто повторяющимися тиражами продукции, которые должны быть максимально похожими вне зависимости от даты тиража, и географической удалённости типографий, выполняющих печать одного заказа для круп­ного заказчика. Европейское полиграфиче­ское сообщество потихоньку начинает осозна­вать необходимость подобной всеобъемлющей стандартизации для флексографского произ­водства. В США уже появились специфика­ции на производство от флексографской тех­нической ассоциации Flexographic Technical Association. Не за горами официальное появ­ление процедуры PSF - Process Standard Flexo, похожее на то, что существует для офсетного производства. Более подробно раскроем эту тему в одной из следующих статей.

    Цифровая печать. Проблема стандартизации цифровой печати - в «цифре». Во-первых, печатные машины, используемые в этом виде печати, сильно отличаются между собой за счёт тех­нологических особенностей создания изобра­жения на запечатываемом материале. Отсут­ствуют нормы на краски и бумаги. Во-вторых, программное обеспечение, являющееся неотъемлемой частью комплекса цифровой печати, различны и очень сильно зависят от производителя, который порой не даёт воз­можности использования в полной мере ICC- технологии.

    Бурное развитие цифровых методов печати требует стандартизации. Уже сейчас члены рабочей группы Ugra/Fogra и комитета ISO/TC 130 работают в этом направлении, и скоро будет представлена официальная сер­тификационная процедура PSD - Process Standard Digital. Особенностью стандартиза­ции цифровой печати является в отсутствии промежуточного носителя информации, как например фото- или печатной формы. Здесь изображение каждый раз создаётся заново и производится лишь оценка конечного оттиска, не важно, цветопроба или тиражный оттиск мы получаем.

    Также к особенностям или специфике про­изводства можно отнести желание подавляю­щего большинства владельцев приблизиться по качеству к офсетному способу. Это требует не только наличия программного обеспечения, но и соответствия красок и бумаги утвержден­ным нормам офсетного производства.

    Глубокая печать. Начиная с 2000 года рабочая группа, в состав которой входят Европейская Ассо­циация глубокой печати (ERA - European Rotogravure Association), Европейская Инициа­тивная группа по цвету (ECI - European Color Initiative), институты Fogra/Ugra, разрабатывает систему Process Standard Rotogravure (PSR - Стандартный процесс в глубокой печати).

    В 2005 году Технический комитет 1БОЯС130 подготавливает последнюю редакцию стан­дарта ISO 12647-4, посвященного стандарти­зации процессов в глубокой печати. Четвёр­тая часть содержит описание 4-х бумаг, тре­бования к цифровым данным, используемым при допечатной подготовке, требования к цве- топробе, растискиванию, минимальной и мак­симальной воспроизводимой растровой точке. Для красок CMYK и двухкрасочных наложений приводятся координаты Lab, в соответствии со стандартом ISO 2846-3 для глубокой печати, и красок, отличных от этого стандарта, но при­нятых как стандартные у основных произво­дителей красок в Европе. Все данные при­водятся в зависимости от 4 часто встречаю­щихся типов запечатываемых материалов.

    К стандарту предлагаются бесплатно ICC-профили, описывающие цветовой охват печатного процесса, полностью соответствую­щего требованиям ISO.

    Исследования рабочей группы продол­жаются, и она постепенно готовит к выходу новую редакцию стандарта, где оценка цве­тового различия будет, скорее всего, базиро­ваться не на традиционной формуле dE 1976 года, а на более современной dE2000.

    Улучшения или изменения в новой вер­сии стандарта также коснутся следующие элементы:

    • нормы для запечатываемых материалов;
    • изменение цветового охвата стандарт­ного процесса;
    • воспроизведение баланса серого;
    • соответствие между цветопробным и печатным оттисками;
    • ICC профили для цветопробных систем от различных поставщиков;
    • новые процедуры для сертификации цветопробных оттисков за счёт изменения допусков.

    Изначально из всех печатных процессов глубокая печать считалась наиболее стабиль­ной с наивысшим уровнем повторяемости, тем не менее существующий стандарт(ы) и специ­фикации требуют изменений и дополнений в соответствии с современным уровнем разви­тия техники и технологий.

    Стандартизация смесевых цветов. Вопрос стандартизации смесевых цветов в чистом виде до текущего года не поднимался, хотя и напрашивался как логическое продолже­нии сертификации триадного процесса. Тем не менее, имея полноценную документацию, стан­дарты для классической офсетной техноло­гии, и самое главное, реализовав «стандарти­зацию» в рамках собственного производства, не составляет труда начать заниматься смесе- выми цветами. Поскольку принцип стандарти­зации в большинстве случаев остаётся один и тот же, то к пересмотру и нормированию будут относиться технологические параметры, допу­ски и т.д., которые пришлось бы разрабатывать самостоятельно в рамках собственного произ­водства с учётом собственных возможностей и требований заказчиков.

    В 2011 году, самый главный игрок по раз­работке и визуализации смесевых цветов для полиграфии, упаковки, да и для многих дру­гих индустрий, анонсировал собственную про­грамму сертификации предприятий. Название программы PANTONE Certified Printer Program (Программа по сертификации печатных производств по PANTONE). Распро­страняется она пока только на предприятия, использующие способ офсетной печати. Программа дополняет концепцию Pantone Matching System (PMS), в идеальном случае работу которой можно было бы описать еле- дующим образом - на производство приходит заказчик с атласом цветов или просто озву­чивает номер цвета в атласе, типография, используя современные технологии по рецеп- тированию красок, получает краску требуе­мого цвета или просто заказывает её у постав­щика. Затем выполняется печать тиража, цвет должен попасть в оговоренные допуски.

    Но все оказалось не так просто - физи­ческие образцы цвета (атласы) необходимо периодически менять, требуется обновлять электронные библиотеки атласов, да и произ­водитель не сидит на месте, придумывает всё новые системы и новые атласы. Как пример, с 2010 года анонсирована система Pantone +, сильно отличающаяся в некоторых цветах от используемой до этого системы.

    Концепция в 100% варианте не работает в той форме, в которой хотелось бы всем нам. Тем не менее, есть несколько путей решения данной проблемы, но остановимся на той, которая была предложена самим про­изводителем образцов и системы визуализа­ции цвета.

    PANTONE Certified Printer Program (Про­грамма по сертификации печатных произ­водств от PANTONE), профессиональная про­грамма сертификации, разработанная для обеспечения точного воспроизведения цве­тов PANTONE Solid и Process Color на протя­жении всего производственного цикла. В про­грамму включён аудит, инспекция, анализ и квалификация технологических операций уча­ствующих офсетных предприятий - от приёма заказа и смешения красок до печати продук­ции и взаимодействия с клиентами. Каждый этап производственного процесса изучается и должен отвечать самым высоким стандартам качества Pantone.

    Программа сертификации фокусируется на объективной оценке, инструментальном контроле и аудите каждого этапа производ­ства, включая допечатную подготовку, печать и подготовку краски. Благодаря использо­ванию измерительных инструментов и про­граммного обеспечения расчёта красоч­ных рецептур, участник сертификации может вычислить наилучшую комбинацию рецепта на выбранном клиентом запечатываемом материале и получить реалистичные ожида­ния о том насколько точно можно будет вос­произвести заданный цвет в рамках сертифи­цируемого производства. Производственные образцы подвергают оценке в лаборатории компании Pantone.

    Очень скоро данная система будет пред­ложена Европейскому рынку и Российским предприятиям. Но всё же остается открытым вопрос насколько данная сертификация будет востребована и будет ли она независимо рабо­тать от стандартизации по PSO для работу с триадными красками? Время покажет... Какой бы статус не имел стандарт - меж­дународный, национальный, внутренний предприятия - он несёт в себе информацию о рабочем опыте, который можно использо­вать в своих целях. Как бы не относились к стандартизации в целом, но лишь она явля­ется базой для формирования культуры про­изводства и улучшения экономических пока­зателей предприятия.

    Опубликовано в журнале "Новости Полиграфии" N7, 2011г.

    Pages: 1 2