Анодирование.Общие черты технологий интегрального цветного анодирования
Далее было бы уместным рассмотреть, что общего имеют различные процессы интегрального цветного анодирования, основывающиеся на специальных электролитах. На фактах выяснится, что серная кислота является уникальным электролитам в своей производственной способности при малом напряжении давать прозрачные покрытия, свойства которых могут широко варьироваться от исключительной твердости до мягкости порошка путем регулирования рабочих режимов; никакая иная система анодирования не обладает такой универсальностью.
Чтобы получить твердое компактное покрытие, необходимо снизить способность электролита воздействовать на анодную пленку; наиболее удобно это достигается уменьшением температуры, но обнаружено, что для того чтобы поддерживать плотность тока, нужно поднять рабочее напряжение, и, когда это проделано, в покрытии начинают проявляться желтые, коричневые или серые цветовые эффекты. При дальнейшем увеличении плотности тока эти эффекты усиливаются настолько, что могут быть выработаны темно-черные покрытия даже на алюминии 99.99% чистоты. Итак, поскольку это делалось часто с тем, чтобы получить твердые покрытия, как об этом повествует
многочисленная информация, цветные эффекты всегда считались просто случайностью или даже неприятностью, и никаких усилий мысли не прикладывалось, чтобы обеспечить равномерность цвета и как-то использовать проявляющееся свойство. Scott исследовал воздействие различных рабочих условий (режимов) на внешний вид, толщину покрытия и абразивную стойкость у пленок, сформированных на листовом 99.0% алюминии. Помеченное звездочкой имело в разной степени пятнистую внешность, состоящую из серебряного фона с островками коричневого оксида густо-темного оттенка, что представляет вполне знакомый феномен в соответствии с литературой по интегральному цветному анодированию.
Активность серной кислоты может быть также снижена путем уменьшения концентраций и Csokan изучил использование разбавленной серной кислоты при 1% концентрации. Он сообщает о сходном типе формирования пленки, именно в том, что за первоначальной легко окрашенной пленкой следует вторичный рост темной пленки, начинающийся в отдельных изолированных центрах и распространяющийся радиально с появлением все большего числа таких центров, возникающих до той поры, пока в какой-то момент вся поверхность не покроется более темным вторичным образованием. Японские производители вырабатывали янтарно окрашенные пленки в серной кислоте используя импульсные токи, Alcoa применяла низковольтное анодирование в серной кислоте для получения бронзовых или серых слоев.
Сходная идея подтолкнула изучение Herenguel’ем во Франции слабых электролитов на основе бисульфата натрия для формирования твердых покрытий с большой скоростью, в то время как патенты Schering’а, как уже упоминалось, были направлены на снижение активности серной кислоты путем сульфирования. Однако ни одно из этих исследований не занималось главным образом проблемами цвета. Щавелевая кислота кажется веществом, обладающим нужными характеристиками анодирования, когда применяется сама по себе для получения одновременно толстых, твердых и окрашенных слоев, но окраска недостаточно глубока.
Сегодня, когда все системы интегрального окрашивания изучены, почти все они могут считаться способами анодирования в сильно разбавленной серной кислоте, поскольку малое ее количество существенно важно для нужного функционирования большинства из них. Или же они могут считаться системами, в которых агрессивная серная кислота модифицируется сульфированием. Карбоновые кислоты показывают очень хорошие свойства, но почти всегда с присутствием сульфата.
Технологии интегрального окрашивания все работают при плотностях тока в два или три раза выше, чем обычно применяемые в сернокислотном анодировании; все они требуют высоких напряжений до около 80 вольт; они протекают при температурах 25-30 оС, требуя хорошего охлаждения для отвода высокого выхода тепла; они требуют очень внимательного контроля за составом электролита; и в конечном счете цвета, которые они дают, ограничены серыми, коричневыми и желтыми тонами, от темной бронзы и до черного.